Lane Mastodon vs. The Blubbermen

Lane Mastodon vs. The Blubbermen
Жанр: Interactive Fiction
Разработчик: Infocom, Tom Snyder Productions
Издатель: Infocom
Год выхода: 1988
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 2
  • 2
  • 1
Tom Snyder Productions, известная своими образовательными играми начала-середины 1980-х, задумала адаптировать для домашних компьютеров сразу целый жанр – популярные в США рассказы в картинках под названием «комиксы» – ещё в 1986 году, подписав соответствующий контракт с издателем в лице Activision. Сама идея была совсем даже не дурна: при цене в 12 долл. за «номер» – раза в четыре дешевле обычных новых игр для ПК – подобные «электронные журналы» могли бы расходиться достаточно широко, отличаясь при этом завидной многосерийностью, а потому и устойчивой пользовательской базой. Увы, затея эта вылилась в итоге в лишний пример того, как реализация может быть на три головы ниже задумки, – и решение нового руководства Activision передать дело по наполнению программного «движка» от Tom Snyder собственно творческими идеями в руки своего подразделения Infocom, славившегося первоклассными текстовыми приключениями, тоже оказалось далеко не оптимальным. Мастера запутанных сюжетов и хитроумных загадок работали над этими проектами «из-под палки», скрепя сердце и стиснув зубы, – считая ниже своего достоинства трудиться над спущенным им сверху заведомо бюджетным и второсортным материалом: в конце концов, их навыки по части парсера оказывались тут совсем не к месту, а в отношении графики они и сами никакого опыта не имели и помочь ничем не могли.

«Lane Mastodon vs. The Blubbermen» стал первым из всего лишь четырёх выпусков печально известной серии «InfoComics»; возможно, вынесенное в заголовок имя покажется вам знакомым: самый настоящий – да ещё и трёхмерный! – комикс о приключениях этого самого супергероя (главными персонажами произведений данного жанра часто оказывались такие себе «сверхчеловеки», наделённые некими неординарными способностями) ещё за два года до этого играл роль стильного руководства пользователя к «Leather Goddesses of Phobos». Иными словами, за сюжетную линию здесь отвечал не кто иной, как знаменитый Стив Мерецки, – впрочем, его имени вы в титрах не встретите, а сам автор до сих пор мечтает лишь о том, чтобы эта страница его творческой биографии навсегда сгинула в пучине забвения. Разумеется, основная тому причина – вовсе не сценарий, а визуальная составляющая, для жанра «рассказов в картинках» практически ключевая: в 1988 году поддержка в PC-версии одного только CGA-адаптера, да ещё и в предпочтительно композитном варианте, выглядела уже явным анахронизмом. Что до звука и музыки, то они здесь выполнены силами PC Speaker’а, но при этом вполне себе адекватны и даже местами приятны.

Впрочем, если быть до конца объективными, то и всё остальное совсем не так уж и плохо! Да, InfoComics определённо запоздали лет так на пять, что и послужило в итоге причиной их коммерческого провала, – но если в эпоху 1980-х указанный срок был воистину огромным, то при взгляде из нашего пусть и не прекрасного, но всё же далёка подобные проблемы оказываются куда менее актуальными: главное – не ожидать от такого бюджетного проекта слишком многого. При запуске программа честно предупреждает: «...это не игра. Это повествование». При этом, в отличие, скажем, от вышедшей в 1987 году (увы, только на Apple II и Commodore 64) «Accolade’s Comics» или от французской «La Marque Jaune», «Lane Mastodon vs. The Blubbermen» и её сёстры представляют собой не столько собственно комиксы (или «bande dessinée»), сколько образцы того, что впоследствии с лёгкой руки мастеров японского игростроения получит наименование «визуальной новеллы». К примеру, «пузырей» с репликами персонажей здесь нет (текст выводится более привычным образом), да и собственно «лент» с последовательностью картинок – тоже: на экране мы всегда видим по одной-единственной иллюстрации, чаще всего худо-бедно анимированной. Зато налицо ещё и какая-никакая нелинейность: здешние сюжетные линии умеют разветвляться и переплетаться не хуже тропинок в лабиринтах «Zork» и прочей классики Interactive Fiction, что в печатных изданиях удавалось достичь далеко не всегда и никак не в полной мере («А в это время Кука... Смотри журнал с конца!»).

Понятно, что пересказывать сюжет здешней истории в описании не следует, ибо ничего иного тут практически нет. Отметим только, что «Lane Mastodon vs. The Blubbermen» оказывается нарочитой реминисценцией американского «золотого века комиксов» и традиций поджанра «космической оперы» – и, в полном соответствии с особенностями авторского подхода Стива Мерецки, реминисценцией в меру ироничной. Временами автор даже раздвигает «четвёртую стену»: разворачивающаяся перед нами история приключений Лейна Мастодона (названного так, видимо, не в последнюю очередь из-за своего стильного космического корабля в форме гигантского хоботного) оказывается ещё и фильмом, который смотрят на досуге двое инопланетян (включая, между прочим, и самого настоящего блаббермена), попутно обсуждая и комментируя наиболее острые и захватывающие моменты...

Управление реализовано исключительно с клавиатуры. Правда, при желании можно вообще ничего не делать – и просто пассивно любоваться историей в картинках: как ни странно, в этом случае мы познакомимся с сюжетной линией не столько главного супергероя, сколько некоего Забора, директора Лиги защиты Земли, выступающего для Лейна кем-то вроде начальника и работодателя. Скорость вывода на экран иллюстраций и подписей можно отрегулировать при помощи клавиш с цифрами (1 – медленно, 2 – средне, 3 – быстро); «А» позволяет моментально перейти к следующему по счёту кадру; левая и правая стрелки отвечают за быструю перемотку соответственно назад или вперёд; ну а «пробел» как символизирует команду прекратить последнее действие, так и ставит весь процесс на паузу. Посредством клавиши «B» дозволяется «заложить закладку», дабы при следующем запуске продолжить знакомство с историей с того же места, – ну а «R» удаляет такое сохранение и перезапускает всё с самого начала.

Хотя, конечно же, наиболее полезной и примечательной оказывается функция, выпавшая на долю клавиши «ввод»: загнутый уголок страницы, время от времени появляющийся на экране справа вверху, означает возможность отвлечься от текущей сюжетной линии – и переключиться на какую-то другую, альтернативную. Именно таким образом и переплетаются фрагменты и ракурсы повествования: например, если никуда с места не двигаться и всё время оставаться в компании упомянутого выше Забора, на знакомство с «новеллой» уйдёт лишь минут так двадцать, – однако же и смысл всего происходящего «за кулисами» от зрителя в значительной мере ускользнёт. Если же воспользоваться той самой клавишей «ввод» при самой первой встрече Забора с Лейном и продолжить путешествие уже по одной лишь «тропинке» главного персонажа, то финал настанет на этот раз только минут через сорок, значительно прояснив нам все перипетии эпической борьбы героя со злобными блабберменами. В свою очередь, и здесь будет попадаться не так уж и мало поводов переключиться на сюжетные линии прочих персонажей, погрузиться в воспоминания основного протагониста о прошлых подвигах и др. Хотя, вероятно, далеко не у всех пользователей найдётся достаточно терпения, чтобы отследить все такие «точки бифуркации» – даже при помощи функций закладок и перемотки: в принципе, их следовало бы чуть ли не зарисовывать вручную – как карту игрового мира какой-нибудь классической текстовой адвенчуры...

Общий вердикт оказывается в значительной мере условным. Несмотря на все объективные и прямо-таки наглядные недостатки «инфокомиксов» по части скромного внешнего вида, знакомство с «Lane Mastodon vs. The Blubbermen» вполне можно порекомендовать и поклонникам творчества Infocom вообще и Стива Мерецки в частности, и любителям комиксов, и коллекционерам произведений в не самом распространённом поджанре (не)научно-фантастических «космоопер».
Автор обзора: Uka
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.